Молитва перед венчанием и во время таинства: какие читать в день обряда в православной церкви, их значение, текст венчальной молитвы

Храм Святителя Николая

Молитвы перед Венчанием.pdf

Таинство Венчания

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.

Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

День Венчания:

  • выбирается дата и отпрвляется письмо в форме обратной связи предоставленная ниже на сайте. Указываются имена брачующихся, желаемая дата и время. Далее с Вами связывается представитель хрма или священник. Телефон для срочной связи (+7 (962) 551-56-66, Отец Сергий).
  • для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни
    женского месячного очищения Таинство Венчания
    не производится;
  • выбранная вами дата должна быть заранее согласована со священником:
  • Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
  • по предварительному согласованию со священником вы можете украсить
    Храм цветами;
  • фото и видеосъемка – 1 человек фотограф и 1 человек видеограф.

Для таинства Венчания необходимо:

  • предварительное собеседование со священником ;
  • Венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся
    родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
  • Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке или можно внести пожертвование на венчальные свечи выбрав их в требах. В этом случае они будут предоставлены в день венчания.
  • Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или
    розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять
    на нем вдвоем;
  • Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
    По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха золотое, а у невесты серебряное (по желанию).

Обязательные требования для венчающихся:

  • пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств
    друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном
    расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
  • постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с
    возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего
    избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза
    это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению
    брака, заключенного перед Господом;
  • «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение,
    уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

  • должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят
    супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения
    Церковь освятить не может;
  • не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
  • не могут состоять:
    • в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства
    (т.е., например, с троюродным братом
    или сестрой);
    • в духовном родстве:
    – если желающие вступить в брак
    являются крестным и крестной
    у одного и того же человека;
    – если вы желаете вступить в брак
    с вашим крестником или крестницей;
    – если вы желаете вступить в брак
    с вашим крестным или крестной;
  • должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего
    богослужения);
  • прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия
    – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
    В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
  • должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся:

  • за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
    • постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока
    и молочных продуктов, а если супружеская жизнь
    уже имеет место – воздержание от брачных
    отношений;
    • и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется
    правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); Ссылки на молитвы для загрузки предоставлены выше.
  • жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

Требования к свидетелям.

  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной
    вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили
    благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть
    верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
    зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще
    не могут приступать к Церковным Таинствам.
  • наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;

Некоторые особенности одежды невесты:

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или
    платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке
    какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда
    невесте уже не положено;
  • косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
    количестве.
  • т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в
    совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было
    удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит
    считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно
    заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления
    в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).

Церковь не освящает союз между или с:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например,
    мусульмане). Принадлежащий к нехристианской
    конфессии крещенным быть не может. Поэтому он
    не может участвовать в православном таинстве,
    каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья
    официально подтвержденная душевная болезнь,
    лишает их возможности свободно и осознанно
    проявлять свою волю.

Возможные варианты для Венчания:

  • в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении
    конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может
    дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с
    инославными (с католиками, протестантами, лютеранами,
    армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и
    воспитаны в Православии.

Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

  • если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском
    браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для
    церковного брака добавляется еще и условие благословления
    архиерея на новый брак;
  • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство
    Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
    четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае
    – впервые);
  • лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,
    вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и
    выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими
    правилами.

Вступление в брак с духовным лицом:

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником,
    то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения
    вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных
    ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:

  • если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

  • Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
  • по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением
    к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей
    церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только
  • женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими
    словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии,
    пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме,
    где совершается молитва;
  • по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и
    смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
  • Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
  • за Венчанием последует супружеская ночь;
  • т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь
    попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
  • при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,
    когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения:

  • Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания
    вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед
    лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу
    и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом
    Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,
    а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед
    лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую
    жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,
    который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,
    произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные
    свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие
    жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от
    лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,
    все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в
    ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает
    молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его
    крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся
    обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,
    Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и
    утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их
    новой жизни.

Краткое описание Венчания:

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными
    свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,
    прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на
    полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся.
    Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают
    ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак
    и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему
    лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству
    Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии
    душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа
    благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть
    брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их
    в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему
    поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца
    и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен
    образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая
    благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою
    и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным
    благословлением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:
    “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
    ο Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз
    уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа
    за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за
    свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх
    опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.
    Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной
    жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу
    Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского
    союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак
    был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии
    от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
    неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве
    поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених
    и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет
    ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,
    отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку
    мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее
    кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви,
    соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит
    священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,
    ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов
    похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает
    венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных
    неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва
    (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются
    именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой
    любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону
    Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются
    местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им
    крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,
    невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Читайте также:  Фата для венчания: соблюдаем требования дресс-кода в церкви, выбираем популярные фасоны – капюшон, пиратка, вуалетка, собор, или шьем фату-мантилью самостоятельно

Какие молитвы нужно знать и читать перед венчанием канонические препятствия

Церковно-канонические препятствия к венчанию

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается

• В течение всех четырех многодневных постов;

• Во время Сырной седмицы (масленицы);

• На Светлой (Пасхальной) Седмице;

• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

• Накануне двунадесятых праздников;

• По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

• 10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

Во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме – держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания – 45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Чинопоследование таинства венчания

Таинство Брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы – богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: “Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!” – после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг – символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником – образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Суеверия связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”. Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец – сатана, названный в Евангелие “отцом лжи”. А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Последование о второбрачных венчаниях

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность Друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).

Таинство венчания

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва – «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену. ». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 (“Блажени вcи боящиися Господа”) — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет . Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма – Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Читайте также:  К чему снится помолвка: что значит видеть во сне свою помолвку с парнем или с незнакомцем, как сонники разных стран объясняют сновидения о собственной помолвке

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Далее – мирная ектенья (как и во время обручения).

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) – Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие – Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» – Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить – В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. – Тропари («Исаия ликуй. » и «Святии мученицы. ») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

Зачем при венчании вспоминаются бесплодные женщины, да еще их ставят в пример подражания?

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта “К Истине”.

433. Здравствуйте! Я воцерковленная православная. Помогите понять слова, которые говорятся в конце обряда венчания: “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”. “И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Мне самой было интересно знать, а тут еще и брат (невоцерковленный) выложил такое в соц. сетях:

Венчался? Проверь свою память. Полезно знать.

“Русский обряд” венчания

Я долгое время неспешно опрашивал своих знакомых, кто прошёл обряд венчания в церкви на предмет: “Помнят ли они то, что им говорилось там?”.

Оказалось, что большая часть просто находилась либо в полутрансе, либо наоборот, совершенно витала в облаках, не обращая внимания на то, что там происходит.

Однако всё же удалось найти некоторое количество пар, среди которых именно женщины запомнили, что им говорилось.

Прежде всего, следует отметить, что эти пары не знакомы с Библией. Вернее, они знают о её существовании, что есть десять заповедей, что был Христос, что он умер за всех нас, но потом воскрес и вознёсся на небо уже живым. Правда что он там делает в стратосфере, никто не сказал. Зато вспомнили всё же некоторые слова, которые священник говорит невесте: “…будь плодовита как Сара”

Быт.16:1-8. “Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее.

Это говорится про ту самую Сару, которую Авраам подкладывал под египетского фараона, правда, ей тогда уже было за 60, и, судя по всему, фараон был знатный геронтофил.

Кстати, по версиям он не соврал фараону, когда сказал, что она ему родственница. Просто это не мешало ей быть ему ещё и женой. Кровосмесительство святым не грех. Даже в Содоме, который они выбрали для своего жительства. Видно, не случайно.

А родила она, когда Аврааму как бы было уже лет 100, а ей самой чуток поменьше 90. Единственного ребёнка. Как ни кривят душой православные, что “Ветхий завет” – это не их, им он не нужен, но от него им никуда не деться, а потому иудейская мифология в православии, как и в христианстве вообще – неотъемлемая часть, как религиозных обрядов, так и повседневной жизни.

Уточняя вопрос текстов “брачующимся” по канону (чину) следует поправить опрошенных мною невест, что дословно это выглядит всё же примерно так:

“И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль”. “И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако Благоволи Бог” – подтверждение дословности можно найти на любом православном ресурсе.

Давайте дополним теперь о других персонажах, кроме Сары:

“Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8)”

Сама же Рахиль впоследствии умерла при родах Вениамина – своего второго сына. Вот вам и пожелания молодожёнам – своего рода программирование: возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека, будь весёлой, как Ревекка, у которой один сын предал другого, умножься как Рахиль, которая умерла вторыми родами – да, это офигенное пожелание счастья молодым.

Русское христианство – это бред. Это всё равно, что русская нерусскость. В русском христианстве от русского только сами люди – всё остальное – это уже совершенно иной среды. Я достаточно спокоен в отношении христиан, но вот когда начинаются запевания на тему: христианство сделало русских русскими, зародило основы науки и литературы, дало государственность и прочие блага цивилизации – мне становится горько. Горько за то, что сами же русские люди считают себя и своих предков способными лишь на то, чтобы быть духовной тенью иного народа. Мне это претит. Всё же я полагаю, с учетом того, что Библия всё – равно подвергалась неоднократным правкам – то стоит подумать о том, что неохристианство может быть модернизированно и “русифицированно” по-настоящему.

А тем, кто надумал венчаться – может, стоит задуматься – хотят ли они быть как Сарра и Авраам. Или же всё-таки взять какие-то более достойные примеры для подражания?”

Не могу найти нужную информацию. Заранее благодарю и прошу по возможности выслать ссылку, где можно просмотреть опубликованный ответ. Храни вас Бог! Анна Костюченко

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

Анна, еще даже 70 лет назад серьезной проблемой семей было бесплодие. Именно оно ТОГДА в ДРЕВНОСТИ пугало молодоженов в отличие от современных людей, для которых дети – обуза и нежеланный побочный продукт секса.

Все три женщины были бесплодными, и потом родили сыновей, которые стали родоначальниками целого народа!

Поэтому смысл молитвы – желания детей, детей, которые потом станут родоначальниками, знаковыми фигурами в истории своего народа, это желание того, чтобы Бог управлял твоей семьей, детьми, и пожелание избежать БЕСПЛОДИЯ.

“Встреча Иакова и Рахили”. Рафаэль Санти (1519)

Что же касается наложниц, то для того времени это было этической нормой, как и браки между близкими родственниками (брат и сестра, детьми братьев и т.п.).

Вот пример невозбраняемого на тот период многоженства среди израильских судей, которые избирались Богом:

“У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен” (Суд.8:30).

“После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема. У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома [в замужество], а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет” (Суд.13:8-9).

Мне сложно говорить за давно умерших людей, но мне кажется, что древними многоженцами из богатых судей и князей двигала не только похоть, но и желание, чтобы своей потомство умножалась, ибо среди жен кочевников-скотоводов бесплодие могло наступить уже после первых родов и даже так, что молодая жена вообще не могла беременеть, плюс евреи вели постоянные войны и люди гибли массово:

“И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших” (1Цар.4:10), или “И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных” (Суд.20:44).

Как великую трагедию подают СМИ гибель 5 – 10 человек за неделю во время братоубийственной войны на Донбассе. А тогда разом в один день 30 тыс. изрубленных трупов! Времена были жестокие…

Но тогда друг друга убивали мужчины, сейчас же главные и самые безжалостные убийцы – “милые женщины”. И не нам, детям матерей, которые в советское время и делали по 10 – 15 абортов, судить этих людей.

Ну, а брат. Молитесь усердно нем. Как в народе говорят: ума нет – считай калека. Жалко парня. Глупый муж – проклятие для родителей и его жены.

“Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость” (Прит.13:17).

“Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум” (Прит.18:2)

Сказано почти 3000 лет (до интернета), а прямо как о Вашем брате!

“Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери” (Прит.10:1).

“…глупый будет рабом мудрого сердцем” (Прит.11:29.)

“Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим” (Прит.14:15).

“Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей” (Прит.17:25).

“Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою” (Прит.26:11).

P.S. Далее мне стали поступать еще письма от именно подчеркнуто “я воцерковленная православная христианка” с своеобразными вопросами, как мне кажется, источниками которых является одна и также личность, при том мужская. Ряд администраторов сайтов думаю, уже давно столкнулись с письмами одного гиперактивного болящего, который писал вопросы с разных адресов, а потом, после того, как его письма стали игнорироваться, начал писать от имени “воцерковленных православных христианок”, да еще и заводить женские аккаунты “В Контакте,” и с них сыпать вопросами о вере (иногда эти вопросы, впрочем адекватны и интересны).

Ответ на вопрос “Анны” я все же публикую, потому что статья Игоря Коломийца “Венчался? Проверь свою память. Полезно знать” активно гуляет по сети, и ее распространение свидетельство, что современные люди не понимают исторический контекст и духовную суть уже многих богослужебных, не говоря уже о том, что церковно-славянский язык для людей – китайская грамота.

Многие ли из воцерковленных знают, например, суть литургической молитвы: “Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми”. “Дориносима” – это как? Такое действо, кстати, уже как, более 1000 (!) лет не производится, а на Руси так вообще не делали.

То, что христиане не понимают церковных молитв – это актуальная проблема. Актуально и то, что давно назревает необходимость правки богослужебных текстов в смыслах понятных современному человеку.

Поменял же у нас название “Отдел внешнецерковных сношений” на “Отдел внешних церковных связей”.

06.07.2015.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Как проходит православный обряд венчания в церкви – знакомимся с этапами таинства

Время на чтение: 8 минут

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Содержание статьи:

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И подготовка к такому важному событию, конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.
Читайте также:  Торт на помолвку: отличия от свадебного, заказ по фото или собственному эскизу, выбор вкуса, формы, украшений, размера

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Все о Таинстве Венчания в православной церкви: от А до Я

Смысл сакрального обряда

Православные христиане очень чтят брак, заключенный пред лицом Господа Бога, считая этот союз важнее государственного. Получив Божье благословение, молодожены заручаются поддержкой Всевышнего в супружеской жизни, полной любви, взаимопонимания и верности.

Сегодня молодожены все чаще подкрепляют официальный брак клятвами перед Господом Богом

Смысл таинства состоит в том, что семейная пара продолжает быть таковой и на Небесах, оставаясь неразлучными даже после смерти. Дав брачный обет, молодые скрепляют себя священными узами, обретая Божественную защиту.

Для кого запрещен обряд

В России священнослужители не имеют права проводить церемонию без предварительной регистрации брака органами государственной власти. Существует еще несколько ситуаций, когда венчание запрещено:

  • молодожены не достигли совершеннолетия;
  • один из пары поменял пол;
  • молодые являются родственниками по крови или по духу;
  • кто-то из супругов на момент проведения обряда не разведен;
  • обвенчаться хотят атеисты, приверженцы другой веры или некрещенные;
  • люди, давшие обет безбрачия;
  • недееспособные;
  • у мужа или жены было три и более развода.

А вот беременным венчаться не только можно, но даже необходимо, ведь малыш должен родиться в божественном союзе.

Как выбрать дату

Православным, живущим в России, редко удается совместить официальную роспись с таинством венчания. Как правило, сакральный обряд проводится спустя определенное время, чтобы молодые смогли проверить свои отношения. Священнодействие не происходит по таким дням:

  • суббота;
  • вторник;
  • четверг;
  • Пасхальная неделя;
  • Масленица;
  • церковные праздники;
  • пост;
  • Рождественские Святки.

По мнению православных верующих, для венчания лучше всего подходят дни:

  • Казанской Божьей Матери;
  • Иверской Пресвятой Богородицы;
  • Николая Чудотворца;
  • «Красная горка».

Видео «Венчание: правила обряда»

В этом видеосюжете описаны особенности подготовки и проведения обряда.

Подготовка к венчанию

В священный союз необходимо вступать с чистой душой, а потому накануне церемонии нужно пройти серьезную подготовку.

Выбор поручителей

Чаще всего поручителями становятся близкие или друзья молодоженов. Однако у церкви есть несколько требований к свидетелям. Так, они не должны состоять в супружеских отношениях (официальных или гражданских), а также быть разведенными. Если таковых нет, таинство можно провести без них.

За три дня до церемонии молодые должны выдержать строгий пост. Запрещается употреблять продукты животного происхождения и алкогольные напитки. Нельзя курить, сквернословить, вступать в интимную близость. Вместо увеселительных мероприятий, лучше провести совместное время за чтением молитв.

Исповедь

За день до венчания молодоженам необходимо исповедаться, чтобы очистить свою душу перед Всевышним. Покаявшись в своих грехах, супруги обретают внутренний покой и обновляются духовно, чтобы брачный союз был наполнен Божьей благодатью. Стоит также помнить, что священник является всего лишь посредником между Богом, а потому бояться его не стоит.

Причастие

Перед самим сакральным обрядом молодым следует причаститься. Евхаристия совершается на утренней литургии, когда новобрачным дают вкусить Священные Дары из рук священнослужителя. При этом с вечера не рекомендуется есть, пить, употреблять алкоголь и курить.

Подготовка набора атрибутов

Сакральная церемония невозможна без обязательного реквизита. Обычно венчальные атрибуты продаются уже готовыми наборами, однако их можно приобрести и по отдельности.

Иконы и крестики

Святые образы по традиции дарятся молодоженам их родителями: икона Иисуса Христа – жениху, Богородицы – невесте. Этими святынями пару благословляет церковник во время обряда, а позже они устанавливаются дома на почетном месте, чтобы оберегать и защищать семью.

Любое церковное таинство невозможно, если участвующий не крещеный. Поэтому при венчании на теле гостей и молодых должны быть крестики.

Кольца

Согласно церковным правилам, обручальные украшения супругов сделаны из разных материалов: у мужа – из золота, у жены – из серебра. Ритуал предполагает тройной обмен кольцами, а потому невесте остается кольцо жениха, как символ его защиты, а жениху – невестино, символизирующее покорность.

Сегодня Церковь разрешает отступиться от строгих канонов и обменяться кольцами из одинакового металла.

Обручалки могут содержать символическую гравировку, драгоценные камни, молитвы, даты, имена или фамилии. Также допускаются венчальные перстни.

Обручальные украшения супругов сделаны из разных материалов

Свечи и вино

Свечи для обряда венчания должны быть освящены. Лучше всего купить их в храме, однако подойдут и обычные, которые потом освятит батюшка. Чтобы горячий воск не капал на руки, стоит взять новые, белоснежные платочки (простые или кружевные).

Церемония предполагает распитие супругами вина из общей чаши, что символизирует радость супружеской жизни. Для этого берется кагор или любое другое красное крепленое вино.

Венцы

Эти атрибуты обычно выдают в церкви во время таинства, поэтому специально покупать их не нужно. Короны, которые удерживают над головами новобрачных, имеют несколько значений:

  • молодые являются царями своей жизни, созревшие к созданию собственной семьи;
  • жених представляет собой Иисуса Христа, а невеста – церковь, которая соединяет себя с ним узами брака;
  • наравне со счастьем, брак несет неминуемые сложности, которые предстоит преодолеть супругам.

Венцы обычно выдают в церкви во время таинства

Правила венчания

Сакральный ритуал имеет четкую последовательность, состоящую из нескольких этапов, постепенно перетекающих друг в друга.

Обручение

Обряд происходит сразу по окончании литургии. Супруг становится справа от духовного лица, супруга – слева. После окуривания ладаном батюшка три раза благословляет молодых, которые затем осеняют себя крестным знамением и принимают из рук церковника зажженные свечи.

Читая далее молитву, священнослужитель просит у Всевышнего благословения на венчание. Он трижды крестит брачующуюся пару, надев предварительно жениху на палец кольцо. Затем новобрачные три раза меняются венчальными украшениями, а батюшка молится перед Господом за их обручение.

Брачные обеты

Связывая себя священными узами брака, молодые торжественно клянутся в любви и верности. Делают это посередине храма, стоя на белом рушнике, расстеленном перед аналоем. Духовное лицо спрашивает об искренности намерений, добровольности и честности друг перед другом, а брачующиеся обязаны искренне ответить на поставленные вопросы.

Венчание

Начинается ритуал с чтения трех молитв, которыми священнослужитель просит у Всевышнего благословения для молодоженов. Далее батюшка по очереди благословляет венцами обоих супругов.

Во время обряда священник произносит фразу: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Первым читается послание Павла про семейные обязанности, которое сменяется Священным Писанием и молитвой о венчающейся паре. Следом идет «Отче наш», произносимый наизусть. Говоря молитвенные слова, молодые выражают готовность служить Богу, следуя Его воле. По окончании церковник дает жениху с невестой испить вина. При этом супруги делают по очереди три глотка из поднесенной чаши.

Обхождение аналоя

Взяв молодую пару за правые руки, духовное лицо объединяет их и накрывает епитрахилью, тем самым отдавая жену мужу. Подняв крест, священник делает с новобрачными три круга вокруг аналоя, символизируя этим действом крепость брачных уз. На протяжении ритуала поются тропари, возносящие благодарность за заключение союза. Заканчивается церемония снятием венцов, преклонением и супружеским поцелуем.

Традиции и обряды

Все традиции, связанные с таинством венчания, призваны уберечь новобрачных от нечистых сил, способных нарушить заключенный союз. Так, рушник, на котором молодые давали брачные обеты, следует хранить дома, не передаривая больше никому, ведь он символизирует жизненный путь молодой семьи.

По окончании ритуала принято приносить храму символический дар в виде свежего хлеба, обернутого новым льняным полотенцем. Венчальные свечи после церемонии желательно хранить рядом с рушником и зажигать только при самой острой необходимости.

Плохой приметой считается обручальное кольцо, упавшее во время обряда на пол. Как правило, такое событие сулит скорый развод или преждевременную гибель одного из супругов.

Венчальные свечи после церемонии желательно хранить рядом с рушником

Православные запреты в церкви

Церковный устав полон строгих правил, касающихся проведения священных таинств. Так, при венчании установлено несколько запретов:

  • нельзя дарить, продавать или давать во временное пользование венчальные наряды;
  • невесте запрещено находиться в храме с непокрытой головой;
  • прически не должны быть слишком сложными или высокими;
  • если свадебный наряд дополняется фатой, то она должна обязательно прикрывать макушку;
  • нельзя накладывать чересчур яркий макияж и пользоваться помадой;
  • на женихе не должно быть никаких головных уборов;
  • категорически запрещено принимать участие в таинстве некрещенным людям.

Церемония венчания – это волнующий и ответственный ритуал. Не зря на подготовку к нему дается несколько дней, чтобы молодожены успели осознать всю важность предстоящего события.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий